Церкви в м.Зинькове Летичевского уезда (Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы. – К : 1905 г., с. 58-62.)
[c. 58]Зиньков — местечко Летичевского уезда
Подольской губ., при реке Ушке, принадлежит к числу древнейших
поселений в Подолии; первое упоминание о нем относится к 1430 году,
когда он был пожалован королем Владиславом Петру Одровонжу, который
построил здесь замок [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 620];
по ходатайству его наследника Андрея Одровонжа, король Казимир
пожаловал в 1458 году Зинькову грамоту на право самоуправления по
магдебургскому праву [Balinski i Lipinski — Starozytna Polska, т. II, стр. 1030]. В начале XVI ст. Зиньков был столицею отдельного повета Подольской земли [Архнв Ю.-З. Рос. ч. VIII, т. II, стр. 344]. В 1524 году город был сожжен турками, но замка они не могли взять; владельцем был Станислав Одровонж [М. Bielski, Kronika, стр. 552]. Около 1540 года многие жители переселились из Зинькова в Бар, как в место более безопасное [Архив Ю.-З. Р. ч. VIII, т. I, стр. 99—100].
В 1546 году умер последний представитель рода Одровонжев — Станислав, и
Зиньков перешел во владение его дочери Софии, [с. 59]жены Яна
Тарновского, кастеляна войницкого, по ходатайству которого Сигизмунд
Август подтвердил городу грамоту на пользование магдебургским правом и
разрешил две годичные ярмарки и торги по понедельникам. После смерти
Яна Тарновского, по раздельному акту, совершенному его наследниками в
1591 г., Зиньков перешел во владение его дочери Екатерины, жены
Адама-Гиеронима Сенявского [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 621. Сецинский, Приходы и церкви Подольской епархии, стр. 520].
Во время ее владения татары в 1617 году страшно опустошили окрестности
города и увели в плен много жителей, большая часть которых погибла на
пути от мороза [Piasecki, Kronika, стр. 258]. Во время казацкой войны в 1649—1651 годах Зиньков был разорен поляками и татарами, многие жители выселились за Днепр [Львовская летопись, стр. 290. Акты Ю. и З. Р. т. III, стр. 455].
В 1653 г. в окрестности Зинькова расположился лагерем крымский хан,
пришедший на помощь Хмельницкому и простоял здесь два месяца (октябрь и
ноябрь) [Акты Ю. и З. Р. т. X, стр. 65, 76]. В 1661 году в городе оставалось только 20 домов христианских и один еврейский [Архив Ю.-З. Р. ч. VII т. П, стр. 501].
В 1672 году Зиньков вместе со всем Подолием был уступлен Польшею Турции
на основании Бучацкого договора; турки исправили фортификации замка, но
уже в конце 1673 года город взят был польским гетманом Собеским [Grabowski, Ojczyste spominki т. II, стр. 273. Петрушевич, Сводная летопись I, 624].
После смерти вла[с. 60]дельца, гетмана Адама-Николая Сенявского,
Зиньков перешел во владение его дочери, Софии и ее мужа воеводы Августа
Чарторыйского (в 1762 году) [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 621].
В начале XVIII столетия город успел уже оправиться от разорения; по
отзыву датского посланника Юля, проезжавшего через Подолие в 1711 году,
Зиньков был большим городом; его окружала каменная стена и на горе
существовал замок [Сецинский, Приходы и церкви Подольской епархии, стр. 520].
Последний в совершенно исправном виде существовал еще в 1768 году; он
был окружен рвом, через который к двум укрепленным воротам вели
подъемные мосты; здесь засел отряд конфедератов, но был осажден
Браницким и должен был ему сдаться [Gumplowicz, Konfederacja Barska, стр. 13—15].
Замок этот с тремя башнями, на которых изваяны были гербы, сохранился
еще до недавнего времени; только в 1887 году он был продан на снос
крестьянам, которые распродали материал на постройки [Рукописные заметки Симашкевича].
В 1784 г. Зиньковь отдан был в приданое кн. Адамом
Чарторыйским его дочери Марии, жене кн. Людвика Виртембергского;
последний жил здесь некоторое время, затем продал местечко в казну.
После присоединения Подолии к России Зиньков был назначен уездным
городом, но вскоре, в 1796 году, уезд был присоединен к Летичевскому [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 621—622].
В настоящее время в местечке числится около 5,000 жителей, многие
занимаются промыслами, из которых важнейшие гончарный и кожевенный; в
окрестности есть каменоломни известняка и добывается много фосфорита.
В Зинькове находится четыре православные церкви:
1) церковь во имя св. Тройцы, каменная, 2) Вознесенская церковь,
построенная в 1869 году на место старой, построенной в 1730 г., 3)
церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы находится в предместии
Калиновке; церковь каменная, построена в 1773 г., 4) Михайловская
церковь, построенная на средства [с. 61]прихожан в 1769 году; прежде
была приписана к Покровской церкви, но с 1898 г. составляет
самостоятельный приход [Сецинский, Приходы и церкви Подольской епархии, стр. 520 — 522].
Троїцька церква у м-ку Зіньків Летичівського повіту
Рис. 42. План Троицкой церкви в м. Зинькове
В Зинькове есть католическая церковь во имя св.
Тройцы, каменная, построенная в 1450 г. Петром Одровонжем и обновленная
после турецкого разорения в 1708 году Адамом-Николаем Сенявским [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 620].
Рис. 43. Разрез Троицкой церкви в м. Зинькове
Св.-Троицкая каменная одноэтажная церковь (табл.
V, 1) принадлежит к числу древнейших церквей Подолии. Она построена в
1621 году; раньше нее была другая каменная церковь во имя Воскресения
Христова, сооруженная, по преданию, Петром Одровонжем около 1460 года,
развалины которой существовали еще в 1762 году по свидетельству
произведенной тогда визиты — на их месте в настоящее время находится
лишь каменный крест. В 1796—1804 гг. Троицкая церковь числилась
соборною. Она замечательна в том отношении, что имеет особенности,
свойственные деревянным храмам. План ее состоит из трех частей: средняя
часть представляет квадрат, сторона которого равна 3 саж.; она выше и
шире двух остальных; алтарь помещается в полукруге (абсиде), ширина
которого равна 7 арш., а глубина 6 арш.; снаружи абсида имеет пять
граней; с западной стороны к средней части храма примыкает полуовал,
образующий притвор («бабинец»); ширина его равна ширине алтаря. Таким
образом очевидно, что каменная постройка копирует деревянную. Храм
увенчан одним куполом; каменного купола в настоящее время нет, а
устроен деревянный в виде восьмигранной усеченной пирамиды с окнами.
Над алтарем уцелел каменный коробовый свод, восточная сторона которого
закруглена. В 1891 году свод над притво[с. 62]ром снят и вместо него
устроен досчатый потолок; пол, раньше каменный, заменен деревянным. В
1895 г. устроен новый иконостас, новые хоры, и раскрашена вся церковь
внутри; пол в алтаре поднят на ¾ аршина; в средней части храма, кроме
окон, есть две ниши. Алтарь имеет следующую особенность: с левой
стороны в стене находится ниша, из которой в стене устроена лестница
винтом налево, к средней части храма, но выход из этой лестницы в
настоящее время заложен камнем. Очевидно, это был выход на бывший
когда-то здесь и составлявший в древних православных храмах обычное
явление амвон (кафедра). На почетную древность этой церкви указывают
контрфорсы, подпирающие стены здания спереди и с боков.
Дзвіниця Троїцької церкви у м-ку Зіньків
Колокольня при церкви (табл. V, 2) стоит отдельно;
она старая, деревянная (дубовая), крытая гонтой, сооружена в 1726 году,
как о том свидетельствует надпись на верхнем косяке ее северной двери.
Михайлівська церква у м-ку Зіньків Летичівського повіту
Рис. 44. План Михайловской церкви в м. Зинькове
Рис. 45. Разрез Михайловской церкви в м. Зинькове
Св.-Михайловская церковь (табл. V, 3) —
деревянная, на каменном фундаменте, о трех куполах, крытая гонтой. План
церкви (рис. 44) состоит из трех отделений, расположенных с запада на
восток, причем средняя часть представляет восьмиугольное помещение, а
алтарь и западный сруб имеют отрезанные углы; с западной стороны
находится притвор или паперть прямоугольной формы. Внутри церкви (рис.
45) над всем западным срубом устроены хоры; в алтаре на высоте 6 арш.
от пола сделан плоский потолок, закрывающий купол. Отдельно от храма
стоит колокольня, тоже деревянная. В настоящее время в церкви хранятся
старинные царские врата (табл. XII, 3).
Царські врата, які зберігались у Михайлівській церкві м-ка Зінькова Летичівського повіту
Царські врата, які зберігались у дзвіниці Троїцької церкві м-ка Зінькова Летичівського повіту
В колокольне Троицкой церкви также сохраняются
старинные деревянные царские врата — 2 арш. 13 вер. × 1 арш. 9 вер.
(табл. XII, 4). Обе половинки заполнены прорезным цветочным орнаментом,
причем из цветочных чашек выходят резные фигуры, изображающие
Благовещение и четырех Евангелистов. Рама выкрашена в синий цвет,
листья отчасти посеребрены, отчасти вызолочены, одежды фигур покрыты
синей и красной краской.